Типы и устройства жд контейнеров

Железнодорожный транспорт располагает большим количеством универсальных контейнеров массой брутто от нескольких сот килограммов до 30 и более тонн.

Универсальные контейнеры делятся на три типа: крупнотоннажные (массой брутто 10-30 т и более); унифицированные среднетоннажные (массой брутто 3-5 т) и неунифицированные малотоннажные (массой брутто менее 3 т).

Крупнотоннажные контейнеры используются во внутреннем и международном сообщениях. По конструкции они имеют прямоугольную форму и, в основном, цельнометаллические.

Универсальные контейнеры характеризуются рядом параметров: массой брутто, собственной массой, внутренним объемом, площадью пола, габаритными размерами и другими показателями.

Характеристики (габариты, размеры) жд контейнеров
Обознач. Размеры, мм Размер
дверного
разъема
Наружные Внутренние
Д Ш В Д Ш В В Ш
2100 1325 2400 2073 1242 2110 2090 1225
2650 2100 2400 2507 1950 2110 2090 1925
20т 6058 2438 2438 5885 2235 2209 2134 2235
24 фт 6058 2438 2438 5885 2235 2235 2200 2235
40 фт 12000 2438 2650 11900 2235 2639 2624 2235
Характеристики (масса, полезная вместимость, объем) жд контейнеров
Обознач. Масса Внутренняя
полезная
вместимость,
м3
Брутто, тн Нетто, тн
3 2,4 5,16
5 3,8 10,4
20т 20 18 30,6
24 фт 20 18 33
40 фт 30 26 64

Все контейнеры оборудуются специальными устройствами для застропки. В крупнотоннажных контейнерах они называются фитингами, а в среднетоннажных — рымами. Фитинги используются также для крепления контейнеров между собой и к подвижному составу.

Общий вид крупнотоннажного контейнера показан на рис.1, а основные элементы его конструкции — на рис. 2.

Общий вид крупнотоннажного контейнера Рис. 1 Общий вид крупнотоннажного контейнера

 

основные элементы  конструкции  контейнера Рис. 2 Основные элементы конструкции контейнера

Перевозка крупнотоннажных контейнеров осуществляется на специализированных длиннобазовых платформах, имеющих стопорные устройства, выступающие над плоскостью пола и при установки контейнера на платформу входящие в отверстие его угловых фитингов. Для перевозки грузов в других типах контейнеров используют полувагоны и платформы, переоборудованные из универсальных.

Для перегрузки и выгрузки контейнеров с подвижного состава железных дорог применяют, в основном, козловые краны, реже автопогрузчики. При больших объемах переработки на контейнерных терминалах используют мостовые краны.