Назначение и виды железнодорожных контейнеров

Грузовой контейнер является элементом транспортного оборудования и предназначен для перевозок и временного хранения тарно-штучного груза, многократного использования в перевозке грузов на одном или нескольких видах транспорта, оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств.

Перевозка грузов в контейнерах позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные и складские операции, снизить их себестоимость, значительно повысить производительность труда, сократить простои подвижного состава под грузовыми операциями, полностью обеспечить сохранность грузов, исключить потери и порчу грузов в процессе транспортировки.

По назначению контейнеры делятся на две основные группы:

  • 1. Общего назначения (универсальные);
  • 2. Специального назначения.

Универсальные контейнеры предназначаются для перевозки обширной номенклатуры грузов и принадлежат транспортным организациям.

Специализированные контейнеры служат для доставки одного какого-либо груза или группы грузов, однородных по своим свойствам и условиям перевозки (различные виды сырья, полуфабрикаты, рудные концентраты, кислоты и т.п.). Эти контейнеры принадлежат, как правило, промышленным предприятиям.

Большое значение жд перевозка контейнеров имеют для железных дорог России с ее огромными расстояниями, а в последние годы и для перевозки грузов из Японии и стран Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. Почти в два раза сокращается время нахождения грузов в пути по сравнению с их доставкой в Европу морским путем.

Контейнерные перевозки позволяют повысить культуру перевозок: груз доставляется по принципу «от двери до двери» и , кроме того, его можно доставить различными видами транспорта в населенные пункты, удаленные на сотни и тысячи километров от железных дорог.

На дорогах России непрерывно увеличивается количество специальных контейнерных поездов и особенно в международных сообщениях.

Широкое развитие контейнерных перевозок связано с появлением новых технологий по переработке грузов на промышленных предприятиях, на складах материально-технического снабжения и в торговых организациях, использующих автоматизированные системы в переработке тарно-штучных грузов, где все операции осуществляются без участия человека. Последний лишь наблюдает за автоматизированными устройствами и контролирует их.